В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Жостовские подносы

      Жостовский поднос знают сегодня практически все. Он пользуется огромной популярностью не только в России, но и далеко за ее пределами. Букеты и цветы, украшающие подносы, великолепно вписаны в его форму. Они необычайно выразительны, потому что годами вынашивалось точное со­отношение больших и малых цветов. Сказочные соцветия как будто светятся изнутри, слегка озаряя сгустившийся вокруг них темный фон.
      В конце XVIII — начале XIX в., одновре­менно с изготовлением лакированных изделий в сельце Данилкове (Федоскино) начали свой путь лакировочные мастер­ские в соседних селениях. Среди них — и село Жостово Троицкой волости Московского уез­да (теперь это поселок Жостово Мытищин­ского района).
      Несмотря на уральские корни жостовских подносов традиции подмосковного крестьянского искусства отразились в них в полной мере. Роспись жостовских подно­сов теснейшим образом связана с лаковой миниатюрой, мастера которой трудились рядом. Превосходно разработанная технология обработки папье-маше была перенесена и на же­лезные подносы: живописцы применяли те же грунты собст­венного приготовления, те же копаловые лаки, секреты варки которых передавались из поколения в поколение, те же мас­ляные краски. Перешли на подносы и специфические «федо­скинские» приемы многослойной подлаковой живописи, письмо лессировками по металлизированным и цветным фо­нам, инкрустация из перламутра.
      Зародившись в недрах подмосковной лаковой миниатю­ры, производство подносов долгое время сохраняло органич­ную связь с ней. Вплоть до XX в.  в мастерских рядом с мас­терами-подносчиками работали и мастера-миниатюристы, рас­писывавшие изделия из папье-маше самого широкого ассорти­мента. Влияние лукутинской миниатюры с традиционными «чаепитиями», «тройками», жанровыми сценками из сельской жизни сказалось уже на первых из дошедших до нас подносах, датированных 1870—1880-ми гг. Ранние пейзажные компози­ции также пришли из лаковой мини­атюры. Несмотря на близость сюжетов первых росписей на подмосковных подносах и федоскинских изделиях, следует от­метить, что на подносах они выполнялись в более упрощенном варианте (напоминающем росписи на сундуках). Постепенно жостовские мастера развивали свой собственный стиль, что и выделило их изделия в особое явление художественной культу­ры Подмосковья. Наряду с сюжетно-жанровой и пейзажной линией живописи все большую самостоятельность приобрета­ло создание декоративно-цветочных композиций. Мастера ис­кали новые образы, виды и типы композиции, сюжетов и мо­тивов, близких их собственному восприятию, отвечающих их представлению о красоте. Цветы стали «ведущим» сюжетом жостовского промысла. Пейзажи, птицы, мифологические и жанровые сценки не нашли здесь постоянного пристанища мастера обращались и обращаются к ним, но только цветы не­изменно живут на подносах Жостова.
      В искусстве Жос­това соединились, сплавились, переплелись реалистичные принципы изображения цветов с условными, декоративными, чисто народными приемами письма. Традиционная жостовская цветочная роспись, сформировавшись к середине XIX в., ста­ла основной художественной линией в этом производстве.
      Истоками цветочной живописи явилась народная кисте­вая роспись, основанная на свободной импровизации. Это ис­кусство издревле было известно в России. Росписью с преобладанием растительных мотивов украшали стены жилища, сунду­ки, утварь. Цветочная роспись на подносах не случайна — она продиктована функциональным назначением изделия как быто­вого предмета. В XIX в.  из-за роста населения в городах, раз­вития сети гостиниц, трактиров, питейных заведений резко уве­личился спрос на подносы — они служили как по своему прямо­му предназначению, так и украшали интерьеры, выполняя роль декоративных панно.
       Развитию особой художественной стилистики жостовско­го подноса способствовала и специфика этого производства. В условиях существования мелких, экономически слабых поднос­ных мастерских Троицкой волости, работавших на широкий ры­нок, логично обращение мастеров к несложному (по сравнению с миниатюрной живописью) цветочному букету. Яркие, крупные и мелкие сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и сво­бодно брошенные на прекрасно отделанный фон подноса, привлекали горожан своей кра­сочностью и гармонией цвета. Это была ори­ентация на определенного покупателя.
      Таким образом, к концу XIX в. в Жостове сложился своеобразный стиль, собственные методы и технология произ­водства, то есть свои неписанные законы, составлявшие ка­нон — одну из основ традиции в народном искусстве.