Художественная обработка дерева
Деревянная посуда всегда была в ходу у русского человека. Со временем ковши в виде плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски и ложки стали украшаться резьбой, а потом и наполняться цветом. На слиянии двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходит к иконописи, а другая – к народным ремеслам, и выросла Хохлома, которую не зря называют «золотой». Черно-красная с золотом роспись придает работам хохломских мастеров сдержанность и строгость. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок: только изображения растительных форм, так называемый травный орнамент, который местные художники совершенствуют со времен Древней Руси.
Городецкая роспись, напротив, славится своим сказочным сюжетом. В селе Городец, стоящем на берегу Волги, когда-то было принято украшать речные лодки затейливыми изображениями львов, русалок и фантастических птиц. Современные художники Городца чтят традиции и рисуют на солонках, сундучках и шкатулках кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах, словом, все ту же сказку, но в современной интерпретации.
У мезенской росписи свои особенности: она сохранила архаичные корни, восходящие к древним наскальным рисункам русского Севера. Многие персонажи имеют символическое значение: красные кони олицетворяют движение солнца по небесной сфере, гуси и лебеди – души предков, которые помогают в трудную минуту, елочки – мужскую силу. Орнамент всегда выполняется двумя красками, черной и оранжево-коричневой, это отголоски тех далкеких времен, когда художники располагади только двумя природными красителями – сажей и охрой.