Художественная обработка металла
Мастера российских художественных промыслов знают все основные способы обработки металла - литье, ковку, скань (филигрань).
Уникальное искусство чугунного литья связано с уральским городом Касли и демидовскими чугуноплавильными заводами, которые к началу XIX века перешли от производства простой чугунной утвари к художественному литью по немецким и австрийским образцам, в том числе по моделям главного архитектора Пруссии Карла Фридриха Шинкеля. Уральским мастерам удалось довести чугунное литье до совершенства: на Всемирной парижской выставке 1900 года каслинский чугунный павильон произвел фурор и был куплен президентом французской республики за огромную по тем временам цену – два миллиона рублей. Современное каслинское литье – популярный предмет коллекционирования, его лучшие образцы можно встретить как в частных, так и в корпоративных собраниях.
Филигрань, или скань – один из старейших видов ювелирной техники, в Россию попавший из Византии, на что указывают оба его названия. «Филигрань» происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; «скань» - от древнеславянского «свить».
Из скрученных медных проволочек и «зерни», то есть крошечных шариков плетется тончайшее кружево, которое серебрят, украшают расписной эмалью или резным камнем. В селе Казаково нижегородской области в этой технике создают изящнейшие вазочки, шкатулки, подстаканники, чашки, тарелки и сахарницы. Узнать их можно по ослепительно белому цвету: медная проволока словно покрыта не серебром, а инеем.
В Великом Устюге, в XVIи XVII веках входившем в число крупнейших торгово-ремесленных центров России, научились наводить на серебро черненые узоры. Великоустюжская чернь «вечной прочности» получила такую громкую славу, что одного из мастеров вызвали в столицу, чтобы учил своему искусству «московских жителей от купечества». В конце концов северная чернь проиграла сражение московской, где появились свои искусные мастера, но секрет ее необычайной прочности был сохранен и используется по сей день.