В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Художественная обработка янтаря

      Легкость обработки янтаря, разнообразие цвета, тонов и прозрачности издавна привлекали к нему внимание художников и ремесленников. Хрупкость этого минерала повышала стоимость изготовленных из него изделий и требовала высокого мастерства. Уже семь тысяч лет назад первобытные художники вырезали из янтаря фигурки людей, зверей и птиц. Фараоны и жрецы Египта носили янтарные украшения.
      Янтарь широко вошел в быт жителей побережья Балтийского моря в эпоху неолита – в 4-ом тысячелетии до н.э. Они научились обрабатывать его кремневыми и костяными орудиями – шлифовать, распиливать, сверлить, и создавали различные украшения и амулеты в виде фигурок человека и животных.
      Уже в древности янтарь являлся важнейшим объектом обмена, который пользовался популярностью далеко за пределами Балтийского региона. Благодаря археологическим раскопкам и сведениям из письменных источников удалось установить торговые пути, по которым янтарь с Балтийских берегов шел в страны древних цивилизаций.
      Особенно высоко ценился янтарь в Древнеримской империи. Из него изготавливали не только украшения, но и предметы обихода: мелкую пластику, сосуды для вина, флаконы для благовоний и др. В Древней Руси в X-XIII веках также знали янтарь и ценили украшения из него, приписывая ему чудодейственную силу.  Это подтверждают раскопки старинных русских городов: Великого Новгорода, Пскова, Рязани, Смоленска, в  которых обнаружены янтарные украшения и мастерские по обработке янтаря. На Руси его называли алатырь.
       Первым ученым, взявшимся доказать, что янтарь – это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший. Он обратил внимание на смоляной запах и коптящее пламя, выделявшиеся при горении янтаря, а также на то, что в прозрачном янтаре нередко попадаются застывшие насекомые и частицы растений.
      Сегодня общепризнанно, что балтийский янтарь (международный минералогический термин – сукцинит) – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях в границах современного Балтийского моря. Примерно 45-50 млн. лет назад в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что благоприятствовало пышной растительности. Наряду с широколиственными липами, кленами, дубами, каштанами были широко распространены лавровые и миртовые деревья, а также пальмы и лианы. Изменение климата вызвало обильное  смолоистечение  деревьев. Смола окислялась кислородом воздуха, покрывалась толстой темно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве "янтарного леса". Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире  Пальмникенское месторождение янтаря. Около двух миллионов лет назад огромный ледник передвинул слои земли, включая и янтареносные отложения эоценового периода, к подножию Карпат, вследствие чего образовались вторичные (четвертичные) отложения янтаря. И сейчас янтарь находят на всем огромном пространстве, которое когда-то занимал ледник.
      Калининградский янтарный комбинат знаменит на весь мир, благодаря своей продукции. Он работает на базе крупнейшего в мире янтаря, расположенного на побережье Балтийского моря в районе поселка Янтарный.
      Самую значительную часть продукции комбината составляют изделия из янтаря, выпускаемые массовыми сериями. За годы своего существования Комбинат изготовил десятки миллионов ювелирных украшений. Ассортимент предприятия очень широк:  бусы, браслеты, кулоны, мундштуки, зажимы, броши, кулоны, серьги, шкатулки, коробочки, картины и многое другое. Украшения часто копируют формы листьев, ягод, фруктов, насекомых.
      Настоящий «янтарный бум» произошел в связи  с использованием золота и серебра в сочетании с янтарем. В таких изделиях часто используется каленый янтарь, который получают путем обработки в специальных автоклавах. Там из замутненных, грязно-желтых кусочков янтаря получается прозрачный, искристый камень, который прекрасно гармонирует с золотом.