Лаковая миниатюра
Холуй, Палех, Мстера и Федоскино были знамениты на всю Россию как признанные центры иконописания. Иконописные традиции стали основой для развития искусства лаковой миниатюры, которое получило не менее широкую известность. Уже много десятилетий из этих мест по всему миру разлетаются ларцы, шкатулочки, пудреницы, броши, портсигары, пеналы и целые письменные приборы. Чтобы догадаться, где именно создана та или иная изящная вещица, надо знать секреты мастеров-живописцев.
Палехские мастера пишут темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка — «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр самые разные: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.
Мастера Холуя пишут на черном блестящем фоне сценки из повседневной жизни, пейзажи родной стороны, старинные и современные события. Мельчайшие бытовые подробности прописываются так тщательно, что сказочные сюжеты обретают реальные черты, а былинные персонажи выглядят как персонажи русской истории.
Мстёрские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры, отказавшись от черного фона. Лучшие из произведений Мстеры производят сильное впечатление богатством колорита и тончайшими переходами цвета.
Отличительная черта федоскинской живописи – глубина изображения, появляющаяся благодаря многослойному письму. Материалами для создания миниатюры являются масляные краски, лаки, алюминевый или бронзовый порошок, перламутр и сусальное золото. Перламутр – это федоскинский эксклюзив. Письмо тонко и объемно, оно живет в таинственной атмосфере миниатюры и, кажется, движется – стоит только отвести глаза.