Художественная обработка стекла и хрусталя
Возникнув в глубокой древности, создание художественных изделий из стекла стало одной из важнейших областей художественных промыслов. Его история связана с художественными ремеслами, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.
Создание новых стеклянных изделий представляет собой комплексное решение эстетических, технологических и экономических задач. Художественное творчество по созданию новых видов изделий с декоративной обработкой имеет два начала: интуитивно - эмоциональное и логическо - научное. Первое тесно связано с личностью автора, его видением мира, вкусами, ощущениями. Это всегда накладывает свой особый неповторимый индивидуальный отпечаток, как на творческий процесс, так и на его результат.
Художественные изделия из стекла изготовляли с древних времен. Сначала это было классическое формирование, близкое к ручной лепке. Позже возникли способы формирования, применяемые только для стекла, например, выдувание с помощью стекловыдувной трубки. С середины 3-го века н.э. стекло начинают обрабатывать с помощью точильного станка с вращающимся абразивным кругом: стеклянные предметы украшают гранями и легкой линейной резьбой.
Знание основных структурных характеристик стекла помогает разрабатывать составы стекол, обладающих определенными свойствами, позволяет изменить эти свойства в желательном направлении, управлять процессами варки, формования и обработки стекла и стеклоизделий.
Гута – в переводе с немецкого языка означает «горный завод» или «печь». Возможно более древнее происхождение - от латинского слова «капля». Так называли в Западной Европе и на Украине стекольные производства.
В современном значении гута - часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий.
Гутное стекло - стекло, полученное путем варки стекломассы в стекловаренных печах. В состав стекла входит кремнезем и различные оксиды. Каждый оксид придает стеклу определенные свойства. В состав современных стекол входит до 10 и более оксидов, т.к. к стеклам предъявляются самые разнообразные требования. Сульфат натрия применяется в качестве осветлителя с вводом оксида натрия. Наличие в стекломассе оксида бария способствует улучшению стекломассы как осветлитель. Цинковые белила улучшают колер стекла, т.е. улучшают товарный вид. Оксид свинца придает стеклу блеск, высокий показатель преломления, изделия хорошо поддаются гранению, шлифовке и полировке. Для получения цветных стекол применяются различные красители: соединения марганца, кобальта, меди, хрома, селена и др.
Гутные изделия – изделия, выполняемые из стекла непосредственно у стекловаренных печей мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде путем традиционного метода выработки - свободного выдувания или при помощи форм.
Гутные инструменты - стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники, с помощью которых выдувается, формируется и декорируется гутное стекло. Температура стекломассы во время формирования около 1000 градусов Цельсия.
Хрусталь - этим термином пользовались давно, т.к. бесцветное стекло внешним видом своим напоминает горный хрусталь. Сейчас хрусталем называют ГУТНОЕ СТЕКЛО в состав, которого входит, кроме других оксидов, оксид свинца.
Алмазная грань - это вид обработки гутных изделий осуществляют карборундными и алундовыми алмазными кругами. Появился он в XVIII веке в Англии и был назван "алмазной резьбой". В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан свой стиль известный под названием "русская резьба". Элементы "русской резьбы" широко используются и в настоящее время.