В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Дулевский фарфор

      Ушел в прошлое XVIII век - век "фарфоровой лихорадки", когда фарфор ценился наравне с золотом, когда людей, владеющих "китайским секретом", похищали, подкупали... В начале XIX века фарфор уже не считался диковинным товаром, хотя и оставался предметом роскоши.
      В 1832 году богатый Купец Терентий Кузнецов строит крупный по тем временам фарфоровый завод в Дулеве, где намеревается наладить массовый выпуск изделий, чтобы продавать их не только по всей России, но и за рубежом.
      Предприимчивый купец менее чем за 20 лет сделал Дулевский завод ведущим фарфоровым предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская.
      В основном фарфор расписывали простые работницы, наделенные от природы художественным вкусом. Под руками художниц оживали невиданные цветы, сплетались причудливые узоры. Большинство мастериц звали Агафьями, отсюда и название неповторимого Дулевского стиля - "агашки". От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все Дулевские рисунки, в них - душа Дулевского завода.
      С 1864 года предприятие Кузнецова монополизировало почти всю керамическую промышленность России. Однако к этому времени у кузнецовского фарфора появился мощный конкурент - дешевые заграничные изделия, в оформлении которых применялись машинные способы росписи. Нужно было торопиться налаживать новое производство. И Кузнецов в короткий срок внедряет печать, деколь, трафарет. Механизация росписи значительно увеличила выпуск изделий, снизила их себестоимость, позволила расширить ассортимент. Завод в большом количестве стал выпускать столовые, чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами, сливочники, масленки, сухарницы, блюда, вазы для фруктов. Без всяких колебаний ввел Кузнецов "машинную роспись" в оформление изделий. Таким образом, на заводе одновременно существовали два "стиля" росписи фарфора - подражание западноевропейским "машинным" образцам и традиционная ручная Дулевская роспись: веселые, радующие глаз краски, яркая позолота.
      Учитывая вкусы массового потребителя, а также все возрастающий интерес коллекционеров разных стран к традиционной народной посуде, работавшие на Дулевском заводе художники продолжали писать по старинке, вручную, создавая цветастые росписи, сохраняя самобытную Дулевскую «агашку».
      К концу XIX века Дулевский завод по техническому оснащению был одним из ведущих предприятий России, а по качеству выпускаемой продукции - одним из лучших в Европе, Дулевский фарфор представлял страну на всемирных выставках.