В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Кисловодский фарфор

История возникновения промысла  на­прямую связана с возникновением и развитием Кисловодского курорта. Фактически, первона­чальной задачей было удовлетворение спро­са на сувениры с местной тематикой. Первые эксперименты с фарфором отно­сятся к началу 60-х годов и сначала проводились на базе местных глин. Однако качество получен­ных изделий (курортных кружек, вазочек, чер­нильниц и т.д.) было невысоко, что дало толчок к поискам новых технологий и художественных приемов.
Одновременно происходило развитие дру­гих производств, и к 1967 году  помимо тра­диционных рога, металла и оргстекла, выпуска­лись изделия из фарфора и керамики, а также разнообразная продукция из пластмассы.
В 1975 году появляется первое фарфоровое изделие, декорированное ручной лепкой - туалет­ный набор «Декоративный» (автор Маркуль Л. Н.). Год спустя он удостаивается серебряной медали ВДНХ, а на предприятии создается первая твор­ческая группа по освоению новой техники деко­рирования. Именно этой технике, технике руч­ной лепки, было суждено на четверть века опре­делить лицо Кисловодского фарфорового произ­водства.
С полным основанием можно сказать, что в данном случае виртуозное владение приемом пе­реросло в творческое направление. Хотя единич­ные случаи применения лепки, как авторского приема, достаточно известны в истории фарфористики, но именно Кисловодский фарфор раз­вивает ее до блестящих образцов, не зная равных ни в уровне техники, ни в разнообразии, ни в массовости его применения.
В то же время, наряду с новаторским разви­тием лепки, широкое применение получило всё разнообразие известных видов декорирования фарфора.
Конец девяностых ознаменовался для Кисловодского фарфора принципиально новым на­правлением, возникшим на основе созданного к тому моменту уровня профессионального мас­терства.
В этот период организуется сначала один, затем несколько участков, объединяющих масте­ров - живописцев и лепщиков, прошедших спе­циальное обучение, дающее право на авторскую подпись произведенного изделия. Специализа­ция этих творческих групп - малосерийные из­делия повышенной сложности, эксклюзивные и коллекционные изделия, скульптура.
Высочайшая квалификация позволяет мастерам малосерийных участков создать полную неповторимость декора с использованием слож­нейших технологий ангобной, подглазурной, миниатюрной (пейзажной, сюжетной, портрет­ной и т.д.) и люстровой росписи; их лепка отли­чается особым изяществом и изобретательнос­тью; широко применяется работа с бисквитом.
Без преувеличения можно сказать, что сегодняшний Кисловодский фарфор - подлинно авторские, эксклюзивные изделия, сохраняющие в то же время все традиционные художественные признаки этого уникального производства.
Фарфор - это материал, имеющий однород­ный, мелкозернистый, плотноспекшийся, стек­ловидный, блестящий в изломе, просвечива­ющийся в тонком слое черепок белого цвета.
Фарфоровая масса изготавливается из тон­ких смесей каолина (белой глины), кварца, огне­упорной глины, полевого шпата и других алюмо­силикатов.
Основные технологические этапы произ­водства фарфора имеют следующую последова­тельность;
1. Фарфоровая масса в жидком виде (т. н. шликер) заливается в изготовленные вручную гипсовые формы, состоящие из двух и более час­тей. По истечении времени, необходимого для набора черепка определенной толщины, произ­водится слив остатков шликера и выдержка   об­разовавшегося   черепка.   После   этого   форма раскрывается, изделие извлекается и подвергает­ся оправке (т.е. доработке поверхности с целые устранения швов и других возможных дефектов). Далее изделие сушится в специальных помеще­ниях и передастся на декорирование.
2. На данном этапе так называемое «сырое» изделие декорируется ручной    лепкой или подглазурной росписью. Подглазурными красками называется смесь различных пигментов с глазу­рью. В качестве пигментов используются оксиды таких металлов, как кобальт, никель, железо, медь, марганец, хром и ряда других цветных металлов. В частности, кобальт характерного синего цвета - одна из самых старинных и распространенных красок, используемых для росписи фарфора. Подглазурные краски обладают высокой долго­вечностью, но их палитра относительно бедна.
3. Далее изделие проходит так называемый «утельный» обжиг. Он производится в электри­ческих печах при температуре около 800'С.
4. На следующем этапе изделие покрывает­ся слоем глазури. Глазурь представляет собой прозрачное стекловидное вещество, образующее после обжига блестящий слой. Неглазурованный фарфор называется бисквитом. Обжиг после гла­зурования ( т. н. «политой») производится в газо­вых печах при температуре около 1300'С .
5. Далее наступает этап надглазурной   рос­писи, для которой используются различные надглазурные краски, люстры и золото.
Надглазурные краски - это смесь пигментов с флюсами (специальными легкоплавкими ма­териалами). Краски для надглазурного декори­рования закрепляются на изделиях при темпера­туре 720' - 860'С. В качестве пигментов применя­ют оксиды красящих металлов. Вводя в состав пигмента различное количество окиси цинка, глинозема и других оксидов, получают различ­ные цветовые оттенки. Достоинство надглазурных красок - обширная цветовая палитра.
Люстры - это тончайшие, прозрачные надглазурные пленки, переливающиеся различными цветами, в зависимости от вида используемых ок­сидов металлов, составляющих основу люстровых красок. Люстры бывают бесцветные, окра­шенные, смешанные и металлические. До нанесения на черепок люстры представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфир­ных маслах. После обжига они без последующей обработки приобретают блеск. Для декориро­вания фарфоровых изделий используются пре­параты благородных металлов - золота, платины, серебра. Особенно широко используется препа­рат жидкого золота. Он представляет собой ра­створ органического соединения золота со ски­пидаром, нитробензолом и хлороформом. Содержание металлического золота в препарате обычно колеблется от 10-12%. После обжига из­делий образуется зеркально блестящая золотая пленка.
На этом же этапе на изделие клеится деколь (специальная переводная картинка, напечатан­ная керамическими красками), которая затем вжигается в тело изделия. При производстве Кисловодского фарфора деколи используются только для нанесения товарного знака и знака со­ответствия на донышко изделия. Нанесенные та­ким образом знаки невозможно удалить.
Последний, третий, обжиг называется деко­рированным и производится при температуре около 800'С.
Таким образом, весь производственный цикл одного изделия составляет около 15 дней.