Богородская игрушка
Богородский художественный промысел игрушки и скульптуры вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связанны с Троице-Сергиевым монастырем – крупным центром художественных ремесел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный труд и живая фольклорность коллективного творчества обеспечила жизнедеятельность народного производства игрушек на протяжении нескольких столетий. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.
С начала 17 века Троице-Сергиева лавра и мастера Богородского тесно сотрудничали по сбыту резного товара. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем. Игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других городов. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» вещи - это грубо сделанные и по-дешевле отданные игрушки, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («курочки клюющие», «бодающие барашки», «чаепитие») делались тщательно и продавались дороже.
Классическая форма построения богородской фигурки – треугольник. Такие известные произведения народного творчества, как «скрипач», и «пляшущий крестьянин» созданные в 19 веке яркие представители классического богородского построения фигур.
Богородские изделия интересны не только резьбой, но оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью шарика-баланса («куры на кругу»).
Со второй половины 19 века в Богородском начали делать самые разнообразные игрушки с узорной резьбой, изображающие зверей, птиц, петушков, курочек. В богородской скульптуре расширяется круг народных тем. Впервые появляются многофигурные скульптурные группы –«Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки, в которых нашли своеобразное отношение демократические идеи искусства того времени.
Для оживления жанровых сцен резчики вводили изображения деревьев с колеблющимися листочками, укрепленных на тонких проволочных пружинках. Иногда так же крепили отдельные фигурки.
Зоркая наблюдательность, фантазия, юмор – характерная черта для богородских мастеров. Убедительная реальность в передаче фантастических образов, сказочная поэтизация действительности делают богородское искусство резьбы по дереву ярким, впечатляющим и роднят его с русской народной сказкой, пословицами, лубком. |