В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Бабенская игрушка

      На юго-западе Подмосковья, в Подоль­ском уезде, во второй половине XIX в. возник и быстро получил широкую изве­стность промысел по изготовлению токарно-полированной игрушки и необходимых в быту бухгалтерских счетов. Но токарное ре­месло в этих местах имело давнюю историю.
      Центр промысла новых видов «токарки» находился в волостях Вороновской (деревни Бабенки, Голохвастово, Шубине, Пудово, Троица, Сипягино, Старо-Свитино, Логиново, Бакланово) и Краснопахорской (деревни Малинки, Филино, Чириково, Никольское). Основным ас­сортиментом ремесла в Вороновской волости были пустоте­лые игрушки, имевшие внутреннюю обточку и изделия с на­ружным точением или небольшим внутренним (грибы, яй­ца, раскрывающиеся яблоки, рюмки, чашки и прочее). У то­карей Краснопахорской волости с начала XX в. быстро сложился свой вид продукции: шахматы, шашки, крокеты, кегли, бочонки для лото и бирюльки (миниатюрные токар­ные изделия).
      Бирюльки вызывали особый интерес — они представля­ли собой различные варианты крошечных игрушек, внешне неприметных, малых размером, но изящных и тонких, пред­назначенные для семейных, детских и даже светских развле­чений. Название их — бирюльки — как бы говорит о некой незначительности, скромности предмета. «Играть в бирюль­ки» — значит заниматься суетным, бесполезным делом, как говорили на Руси. Однако игра в бирюльки, сейчас почти ис­чезнувшая, некогда была одной из самых популярных.
      Главным сырьем для игрушечников была липа (своей не было, приходилось покупать) — из нее делали разъемные погремушки и грибы, вкладные ша­ры, яйца, чашки, матрешки. Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, кроке­та, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, са­моварчики. Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.
      Мастеру, точившему различные вкладные игрушки, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древеси­ны. Занимались работой в специально построенных помещени­ях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраи­вали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до по­толка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточен­ные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К поли­туре добавляли разные красители — фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тон­ким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала игрушкам необыкновенный блеск.
      Самым сложным для токаря было изготовление вкладных многоместных шаров. Обычно делали их 3-х, 6-ти местными, ре­же 12-ти и более мест. Многие токари точили матрешек («матренки»), которых отправляли для росписи в Сергиев Посад.
      В совершенной художественной обработке токарных изделий бабенским кустарям не было равных. Многие тока­ри достига­ли виртуозного мастерства, вытачивая такие бирюльки из пальмовой древесины, комплект которых мог поместиться в ореховой скорлупе. Вскоре на промысловой основе токар­ной бабенской «матренки» сформировались сначала сергиевская матрешка, позднее — семеновская, полхов-майданская. Так из индивидуального авторского образца родилась рус­ская народная игрушка.
      Ассортимент выпускаемых деревянных изделий отличался многообразием форм и совершенством исполнения. Производили много видов: пирамидки, погремушки, многоместные разъемные игрушки-вкладыши: шары, яйца, матрешки.
      До настоящего времени преобладает ручной труд; все изделия выпускаются из экологически чистых материалов и с ручной росписью.