Жостовские подносы
Жостовский поднос знают сегодня практически все. Он пользуется огромной популярностью не только в России, но и далеко за ее пределами. Букеты и цветы, украшающие подносы, великолепно вписаны в его форму. Они необычайно выразительны, потому что годами вынашивалось точное соотношение больших и малых цветов. Сказочные соцветия как будто светятся изнутри, слегка озаряя сгустившийся вокруг них темный фон.
В конце XVIII — начале XIX в., одновременно с изготовлением лакированных изделий в сельце Данилкове (Федоскино) начали свой путь лакировочные мастерские в соседних селениях. Среди них — и село Жостово Троицкой волости Московского уезда (теперь это поселок Жостово Мытищинского района).
Несмотря на уральские корни жостовских подносов традиции подмосковного крестьянского искусства отразились в них в полной мере. Роспись жостовских подносов теснейшим образом связана с лаковой миниатюрой, мастера которой трудились рядом. Превосходно разработанная технология обработки папье-маше была перенесена и на железные подносы: живописцы применяли те же грунты собственного приготовления, те же копаловые лаки, секреты варки которых передавались из поколения в поколение, те же масляные краски. Перешли на подносы и специфические «федоскинские» приемы многослойной подлаковой живописи, письмо лессировками по металлизированным и цветным фонам, инкрустация из перламутра.
Зародившись в недрах подмосковной лаковой миниатюры, производство подносов долгое время сохраняло органичную связь с ней. Вплоть до XX в. в мастерских рядом с мастерами-подносчиками работали и мастера-миниатюристы, расписывавшие изделия из папье-маше самого широкого ассортимента. Влияние лукутинской миниатюры с традиционными «чаепитиями», «тройками», жанровыми сценками из сельской жизни сказалось уже на первых из дошедших до нас подносах, датированных 1870—1880-ми гг. Ранние пейзажные композиции также пришли из лаковой миниатюры. Несмотря на близость сюжетов первых росписей на подмосковных подносах и федоскинских изделиях, следует отметить, что на подносах они выполнялись в более упрощенном варианте (напоминающем росписи на сундуках). Постепенно жостовские мастера развивали свой собственный стиль, что и выделило их изделия в особое явление художественной культуры Подмосковья. Наряду с сюжетно-жанровой и пейзажной линией живописи все большую самостоятельность приобретало создание декоративно-цветочных композиций. Мастера искали новые образы, виды и типы композиции, сюжетов и мотивов, близких их собственному восприятию, отвечающих их представлению о красоте. Цветы стали «ведущим» сюжетом жостовского промысла. Пейзажи, птицы, мифологические и жанровые сценки не нашли здесь постоянного пристанища мастера обращались и обращаются к ним, но только цветы неизменно живут на подносах Жостова.
В искусстве Жостова соединились, сплавились, переплелись реалистичные принципы изображения цветов с условными, декоративными, чисто народными приемами письма. Традиционная жостовская цветочная роспись, сформировавшись к середине XIX в., стала основной художественной линией в этом производстве.
Истоками цветочной живописи явилась народная кистевая роспись, основанная на свободной импровизации. Это искусство издревле было известно в России. Росписью с преобладанием растительных мотивов украшали стены жилища, сундуки, утварь. Цветочная роспись на подносах не случайна — она продиктована функциональным назначением изделия как бытового предмета. В XIX в. из-за роста населения в городах, развития сети гостиниц, трактиров, питейных заведений резко увеличился спрос на подносы — они служили как по своему прямому предназначению, так и украшали интерьеры, выполняя роль декоративных панно.
Развитию особой художественной стилистики жостовского подноса способствовала и специфика этого производства. В условиях существования мелких, экономически слабых подносных мастерских Троицкой волости, работавших на широкий рынок, логично обращение мастеров к несложному (по сравнению с миниатюрной живописью) цветочному букету. Яркие, крупные и мелкие сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на прекрасно отделанный фон подноса, привлекали горожан своей красочностью и гармонией цвета. Это была ориентация на определенного покупателя.
Таким образом, к концу XIX в. в Жостове сложился своеобразный стиль, собственные методы и технология производства, то есть свои неписанные законы, составлявшие канон — одну из основ традиции в народном искусстве. |