Кисловодский фарфор
История возникновения промысла напрямую связана с возникновением и развитием Кисловодского курорта. Фактически, первоначальной задачей было удовлетворение спроса на сувениры с местной тематикой. Первые эксперименты с фарфором относятся к началу 60-х годов и сначала проводились на базе местных глин. Однако качество полученных изделий (курортных кружек, вазочек, чернильниц и т.д.) было невысоко, что дало толчок к поискам новых технологий и художественных приемов.
Одновременно происходило развитие других производств, и к 1967 году помимо традиционных рога, металла и оргстекла, выпускались изделия из фарфора и керамики, а также разнообразная продукция из пластмассы.
В 1975 году появляется первое фарфоровое изделие, декорированное ручной лепкой - туалетный набор «Декоративный» (автор Маркуль Л. Н.). Год спустя он удостаивается серебряной медали ВДНХ, а на предприятии создается первая творческая группа по освоению новой техники декорирования. Именно этой технике, технике ручной лепки, было суждено на четверть века определить лицо Кисловодского фарфорового производства.
С полным основанием можно сказать, что в данном случае виртуозное владение приемом переросло в творческое направление. Хотя единичные случаи применения лепки, как авторского приема, достаточно известны в истории фарфористики, но именно Кисловодский фарфор развивает ее до блестящих образцов, не зная равных ни в уровне техники, ни в разнообразии, ни в массовости его применения.
В то же время, наряду с новаторским развитием лепки, широкое применение получило всё разнообразие известных видов декорирования фарфора.
Конец девяностых ознаменовался для Кисловодского фарфора принципиально новым направлением, возникшим на основе созданного к тому моменту уровня профессионального мастерства.
В этот период организуется сначала один, затем несколько участков, объединяющих мастеров - живописцев и лепщиков, прошедших специальное обучение, дающее право на авторскую подпись произведенного изделия. Специализация этих творческих групп - малосерийные изделия повышенной сложности, эксклюзивные и коллекционные изделия, скульптура.
Высочайшая квалификация позволяет мастерам малосерийных участков создать полную неповторимость декора с использованием сложнейших технологий ангобной, подглазурной, миниатюрной (пейзажной, сюжетной, портретной и т.д.) и люстровой росписи; их лепка отличается особым изяществом и изобретательностью; широко применяется работа с бисквитом.
Без преувеличения можно сказать, что сегодняшний Кисловодский фарфор - подлинно авторские, эксклюзивные изделия, сохраняющие в то же время все традиционные художественные признаки этого уникального производства.
Фарфор - это материал, имеющий однородный, мелкозернистый, плотноспекшийся, стекловидный, блестящий в изломе, просвечивающийся в тонком слое черепок белого цвета.
Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, огнеупорной глины, полевого шпата и других алюмосиликатов.
Основные технологические этапы производства фарфора имеют следующую последовательность;
1. Фарфоровая масса в жидком виде (т. н. шликер) заливается в изготовленные вручную гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. По истечении времени, необходимого для набора черепка определенной толщины, производится слив остатков шликера и выдержка образовавшегося черепка. После этого форма раскрывается, изделие извлекается и подвергается оправке (т.е. доработке поверхности с целые устранения швов и других возможных дефектов). Далее изделие сушится в специальных помещениях и передастся на декорирование.
2. На данном этапе так называемое «сырое» изделие декорируется ручной лепкой или подглазурной росписью. Подглазурными красками называется смесь различных пигментов с глазурью. В качестве пигментов используются оксиды таких металлов, как кобальт, никель, железо, медь, марганец, хром и ряда других цветных металлов. В частности, кобальт характерного синего цвета - одна из самых старинных и распространенных красок, используемых для росписи фарфора. Подглазурные краски обладают высокой долговечностью, но их палитра относительно бедна.
3. Далее изделие проходит так называемый «утельный» обжиг. Он производится в электрических печах при температуре около 800'С.
4. На следующем этапе изделие покрывается слоем глазури. Глазурь представляет собой прозрачное стекловидное вещество, образующее после обжига блестящий слой. Неглазурованный фарфор называется бисквитом. Обжиг после глазурования ( т. н. «политой») производится в газовых печах при температуре около 1300'С .
5. Далее наступает этап надглазурной росписи, для которой используются различные надглазурные краски, люстры и золото.
Надглазурные краски - это смесь пигментов с флюсами (специальными легкоплавкими материалами). Краски для надглазурного декорирования закрепляются на изделиях при температуре 720' - 860'С. В качестве пигментов применяют оксиды красящих металлов. Вводя в состав пигмента различное количество окиси цинка, глинозема и других оксидов, получают различные цветовые оттенки. Достоинство надглазурных красок - обширная цветовая палитра.
Люстры - это тончайшие, прозрачные надглазурные пленки, переливающиеся различными цветами, в зависимости от вида используемых оксидов металлов, составляющих основу люстровых красок. Люстры бывают бесцветные, окрашенные, смешанные и металлические. До нанесения на черепок люстры представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах. После обжига они без последующей обработки приобретают блеск. Для декорирования фарфоровых изделий используются препараты благородных металлов - золота, платины, серебра. Особенно широко используется препарат жидкого золота. Он представляет собой раствор органического соединения золота со скипидаром, нитробензолом и хлороформом. Содержание металлического золота в препарате обычно колеблется от 10-12%. После обжига изделий образуется зеркально блестящая золотая пленка.
На этом же этапе на изделие клеится деколь (специальная переводная картинка, напечатанная керамическими красками), которая затем вжигается в тело изделия. При производстве Кисловодского фарфора деколи используются только для нанесения товарного знака и знака соответствия на донышко изделия. Нанесенные таким образом знаки невозможно удалить.
Последний, третий, обжиг называется декорированным и производится при температуре около 800'С.
Таким образом, весь производственный цикл одного изделия составляет около 15 дней. |