Городецкие золотные шали
Золотошвейное искусство - одно из замечательных русских традиционных художественных ремесел. Оно получило распространение на Руси со времени принятия христианства. Великолепные расшитые золотом завесы, покровы, хоругви, шитые иконы во множестве украшали храмы. Драгоценные облачения, царские, княжеские и боярские наряды и даже предметы домашнего обихода, обрядовые полотенца, предметы конского убранства также украшались золотным шитьем. XVII в. в русском искусстве - эпоха расцвета “золотных” ремесел. Золотной или серебряной нитью шили по бархату или шелку. Металлическая нить представляла собой тоненькую узкую ленточку, плотно навитую на шелковую нить. Ее и называли пряденым золотом или серебром. На поверхность шитья (по контуру рисунка) нить прикреплялась шелковой или льняной нитью - прикрепой. В узорах шитья передавали растительные мотивы, изображения птиц, сцены соколиной охоты и проч.
Золотное шитье на Нижегородской земле имело широкое распространение. Оно существовало в ряде старинных городов, в монастырских мастерских. Одним из таких известных центров, где издавна было известно золотное шитье, являлся Городец. Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьем платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани - шелковые, шерстяные, бархатные - отбирались особенных тонов - лиловые, сиреневые, черные, вишневые, реже - белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь - символ благополучия. В настоящее время городецкие вышивальщицы стремятся возродить богатство художественных традиций, старинные технологии, связанные с вышивкой и прежний богатый ассортимент (платки, скатерти, панно, сумочки, различные культовые предметы, необходимые в богослужебной практике).
|