В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Павловопосадские платки

В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский посад, уже в конце XVIII в. домашнее крестьянское ткачество, а чуть позже и набойка (печать) рисунка на ткань, начинают носить промысловый характер.
Особенно широкое развитие крестьянские текстильные промыслы получили в селе Вохна (с 1844 г. - город Павловский Посад), чему способствовало его выгодное географическое положение недалеко от столицы, на важной водной магистрали Клязьма - Ока - Волга. Крестьяне Вохны и окрестных деревень традиционно занимались ткачеством и набойкой. Используя традиционные навыки местных крестьян, в середине XIX здесь, в Павловском Посаде приступают к производству модных тогда шерстяных и полушерстяных платков и шалей с набивным рисунком.
К концу XIX века местное производство становится одним из самых крупных в России по выпуску шерстяных набивных платков. В его основе по-прежнему лежал ручной труд: узор на ткань наносили деревянными резными формами - "манерами" и "цветками", что, по сути, отождествляло его с традиционной крестьянской набойкой.
Вкус русского народа, народное понимание красоты, безусловно, повлияли на декор "павловского" платка, стиль орнаментации которого складывается во второй половине XIX века под непосредственным влиянием эпохи историзма с ее вниманием ко всему русскому. Доминирующей романтической идеей того времени была идея связи человека с живой природой и отсюда всеобщее увлечение декором из цветов, трактованных несколько натуралистично.
К тому же на протяжении всего XIX века с большим вниманием относились к искусству Востока. Использование восточных орнаментальных мотивов, таких как "медальоны", "огурцы" или "бобы", "опахала", наряду с изображением цветов стало характерным признаком павловопосадской шали. Причем эти орнаментальные мотивы используются в декоре шалей как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
По сегодняшний день в Павловском Посаде сохранялась технология набойки (печати) платков при помощи резных деревянных печатных форм. Параллельно с ней с конца 1950-х гг. получил  развитие способ нанесения рисунка при помощи специальных сетчатых шаблонов. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке и в настоящее время является основным на производстве.
В качестве основного материала используется ткани из натуральных волокон, в основном шерсть, а также шелк и хлопок. Композиционно акцентируются углы и кайма. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в медальоны различных форм или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Общая живописность орнамента сочетается с графической четкостью и ясностью рисунка. Колористическая гамма строится как на использовании ярких контрастных цветов, так и гармоничном сочетании сближенных тонов. Край платка чаще всего оформляется шелковой либо шерстяной бахромой.
Павловопосадская шаль является неотъемлемой частью русского женского костюма, приобрела популярность, как среди сельского, так и среди городского населения практически всех регионов России.