Сергиевопосадская игрушка
Сергиевские мастера изготовляли резную игрушку с 16-го века. Местное предание гласит, что глухонемой местный мастер, по прозвищу Татыча, вырезал из липы куклу и продал ее для украшения лавки купцу, который торговал у стен монастыря кушаками. Кукла привлекла внимание к товару купца, и очень скоро нашелся покупатель и на саму куклу. Тогда купец сделал заказ мастеру Татыче, которому вскоре пришлось набрать учеников, чтобы удовлетворить спрос всех желающих иметь игрушку.
С тех пор Сергиев Посад называют "игрушечной столицей России", так как уже более 300 лет в городе и окрестностях развивается крупнейший в нашей стране промысел игрушки. "Потешный" товар покупали многочисленные богомольцы-паломники Троице-Сергиевой лавры, среди которых были русские цари.
В начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Их делали из готовых деревянных "болвашек" - моделей, которые резали лучшие мастера. "Болвашки" обклеивали бумагой, сушили, бумажную форму резали на две части и склеивали. Потом грунтовали, шкурили и окрашивали. Под конец густо покрывали лаком. Лепная игрушка отличалась многообразием. В конце прошлого века кустарная игрушка стала пользоваться меньшим спросом, поскольку ее активно вытесняла игрушка фабричного производства.
Это сегодня Сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов. А первоначально они прославились в основном своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали древесину. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые — клеевыми. Подороже — акварельными, масляными и эмалевыми.
Еще, как известно, Сергиев Посад - родина русской матрешки. Всемирную славу получила именно сергиевская матрешка.
Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды.
Деревянная токарная игрушка-матрёшка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи сергиевопосадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиевопосадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Троице-Сергиева лавры придавала ему неповторимое своеобразие.
Посадские мастера делали игрушку и из дерева, и из папье-маше, а также использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Многообразие народных мастеров очень велико: это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний, расписные кони и собаки, петухи и разноцветные свинки.
У сергиевопосадских игрушечников, кстати, всегда была своя фирменная особенность: все ребячьи забавы выпускаются исключительно из экологически чистых материалов и используют определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек. До нас дошли настоящие деревянные скульптуры, умело оформленные мастерами-художниками. Резные и раскрашенные барыни и гусары отличаются индивидуальностью, жизненной правдивостью, большим мастерством исполнения.
Богатая фантазия местных мастеров поражала как людей далеких от искусства, так и великих деятелей мировой культуры. |