Крестецкая строчка
Крестецкая строчка - уникальный вид русской народной сквозной вышивки. Легкость и изящество тончайших нитей, среди которых веселым хороводом кружатся замысловатые розетки, звезды, округлые многолепестковые цветы. Крупные формы всегда окружены россыпью мелких «паучков», ободков, составляющих единый декоративный узор. Один такой белоснежный орнамент ассоциируется с пышным цветением весенней природы, другой напоминает прозрачные зимние стекла, расцвеченные морозными узорами.
Такой необычный орнамент, не встречающийся в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком крае Новгородской губернии на рубеже двух столетий. Конца XVIII - начало XIX веков. На формирование нового орнамента оказал большое влияние Екатериненский тракт, соединяющий Петербург с Москвой. Состоятельные путешественники охотно раскупали нарядные скатерти, покрывала, занавески с красивой прозрачной вышивкой в д. Старое Рахино и в близлежащих деревнях, невольно отбирая наиболее эффектные и декоративные узоры. С другой стороны, из - за частых неурожаев и скудности других средств существования, занятие строчевым промыслом становилось порой единственным способом зарабатывания денег. Долгими зимними вечерами крестьянские семьи вышивали изображения дороги, снежных вихрей, милых сердцу берез и полевых цветов.
До 1929 года строчевые изделия выполнялись исключительно кустарями на домотканном холсте льняными нитками в ручных пялах ломаной иглой. Все изделия выполнены на мелкой сетке, что характерно для этого периода.
В результате творческих поисков мастериц, в крестецкой строчке образовалось несколько основных видов прозрачных вышивок, каждая со своим определенным орнаментом: тарлата, рассыпной гипюр, мыльный пузырь, « старинный гипюр», сновочные мотивы, «вологодское стекло», мережки разных рисунков, среди которых выделяются широкие сновочные с красивыми узорами, по местному «подзорина». Все виды крестецкой строчки от тарлаты до сновочных мережек самодостаточны. Каждый из них использовался в прошлом и в настоящее время для оформления предметов обихода. Красивый ажурный узор украшал край, середину или состоял из серии отдельных мотивов, объединенных в единую декоративную композицию, дополненную мережками. Однако бесконечный повтор одних и тех же форм орнамента создавал определенную монотонность и однообразие узора. Крестецкие мастерицы, тонко чувствуя декоративные качества сквозной вышивки давно осознали ее бесконечные возможности. Уже в начале XX века стали появляться композиции, где была нарушена равномерность течения элементов. Формы одного вида крестецкой строчки вкраплялись в структуру другого. Разнообразно с большой выдумкой объединяются в крестецкой строчке строчевые мотивы с простыми и сложными мережками. Такие сочетания создают сложные зрительные впечатления от различных ритмических переходов, органично входящих в равномерную структуру ткани. Разнообразие элементов орнамента позволяет вышивальщицам творчески подходить к выполнению каждого изделия, применяя метод творческого варьирования.
Четкие геометрические узоры, сложные затейливые рисунки, подсказанные самой природой, отличают крестецкую строчку.
Вот так творчески, с большой выдумкой создают крестецкие художники и мастера новые виды своей традиционной вышивки, превращая ее в сказочной красоты узоры. Варианты создания новых узоров безграничны. Они бесконечны и рождаются по воле и фантазии художников, владеющих сложной техникой необычной крестецкой строчки.
|