Художественная обработка капа
На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или половник. Из капа большего размера выдалбливалась чаша или братина. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап догадались распиливать на тонкие пластинки и полировать, он стал цениться как отличный декоративный материал.
В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Однако кап нередко сочетали с другими материалами – чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.
Весной, как только стают снега, в леса отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое - втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.
Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня – капо - корнем. Капо - корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. Поэтому он является основным сырьем для художественных промыслов. Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели, но уже не с такой богатой текстурой, хотя и из них можно делать различные декоративные вещи.
На срезе текстурный рисунок капа – это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле более красива, чем у капо - корня, и древесина его ценится мастерами выше.
Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки непохожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.
Сначала кап распиливают на пластинки. Толщина их определяется размерами предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ – проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках, благодаря которому заготовки одновременно окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, иприобретают множество оттенков – от золотисто - янтарного до темно-шоколадного.
После пропарки кап высушивается в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но же не менее недели. После этого можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия – некоторые из них показаны на рисунках.
Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки – они имеют интенсивный блеск и делают текстурный рисунок более четким и контрастным. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой – сперва крупной, затем мелкой.
|