В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Художественная обработка бересты

         Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.
           В прошлом береста занимала большое место в жизни крестьянина. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
           По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест. В литературе, наряду со словом "туес", укрепилось слово "бурак" в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова "бурак" 11 значений, а у слова "туес" - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.
        Изделия из бересты в процессе производства могут подвергаться росписи, но при этом скромные берестяные изделия отличаются неразрывной связью росписи с формой изделия и его материалом, пластической красотой ритмичного и плавного орнамента, гармоничностью сочетания красок, виртуозностью приемов свободного кистевого письма. Роспись производится сухими порошками красок с прибавлением клея. Наряду с кистью используется тампон.
         Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне. При любом цвете фона они подбирают соответствующую ему мягкую, спокойную гамму красок, умело включая в нее традиционные цвета - голубой, розовый, белый, светло-лиловый, зеленый, коричневый. Роспись всех туесков отличается простотой и немногословностью при большой эмоциональной выразительности и поэтичности.
        Тиснение - более архаичный способ декорирования бересты, оно более практично, по сравнению с росписью, к тому же тиснение, если сравнивать его с прорезью, не нарушает целостности материала. Оно труднее в исполнении, но за то какие прекрасные качества в использовании.
      Прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал.
        Практически каждое изделие из бересты является авторским и неповторимым. При изготовлении берестяных изделий не применяются вредные вещества. Мастера используют секреты, которые передаются из поколения в поколение на протяжении нескольких веков.
       Берестяные украшения не содержат веществ, вызывающих раздражение кожи, а заколки и ободки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество. Иногда бересту называют «тёплым» деревом, потому что    благодаря излучаемой ей удивительной положительной энергетике, она очень теплая на ощупь даже в холодной комнате. Береста способна залечивать раны, приводить в порядок кровяное давление и снимать головные боли. Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как делаются только вручную из натуральных материалов. Практически каждое изделие является авторским, и потому неповторимым.