В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Гжель

      Село Гжель расположено в 30-ти км от МКАД к юго-востоку от Москвы. Специфика жизнеуклада Гжельской местности дает основание предполагать, что изготовление керамики зародилось в Гжели на заре цивилизации, чему свидетельствуют археологические находки. По историческим документам еще в 1 - й половине 14 века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который является поставщиком гончарной посуды для царева двора. Со второй половины 18 века Гжель прославилась своей народной майоликой с неповторимыми формами и ярким многоцветием декора. Следующий этап - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила вначале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.
      Большая заслуга в возрождении промысла Гжели принадлежит ученому-искусствоведу А.Б. Салтыкову. Под его руководством и с участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской на фарфоре.
      С 1946 по 1970-е годы  совершенствуются формы и роспись, вводятся в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии.
      Среди многообразия художественных средств традиционного искусства была выбрана подглазурная роспись кобальтом. Варианты живописных приёмов и техник: сплошной мазок одного тона, роспись одной кисти, где каждый последующий мазок отличается от предыдущего по насыщенности, мазок с «тенями» - от голубых и тёмных тонов до очень светлых и лёгких. «Азбуку мазков» дополняет тонкая линия рисунка, играющая в гжельской росписи очень важную роль. Не менее значительны и второстепенны элементы: лёгкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, узкие пояски простого геометрического орнамента, сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
      В росписи применяется широкий мазок с его переходами от звучного синего цвета к размытому голубому, от чёткого очертания к слиянию с белым фоном; сплошной мазок, широкий и узкий, образующий узор силуэтного характера, сочетается с тонкой линией, чёткой в штриховке, мягкой, уходящей в белизну фона в лёгких травках и усиках. Единство стиля, выработанного в Гжели - это итог глубокой творческой переработки всего традиционного материала и современного опыта. Индивидуальный почерк каждого художника промысла - своеобразный вариант единого стиля росписей.