В вашей корзине:
товаров нет
чаепитие2 Российский подарок

Текстильные куклы в национальных костюмах

      На Руси традиция изготовления тряпичной куклы уходит в глубь веков, когда в каждой деревне, в каждой крестьянской семье хранилась и передавалась от матери к дочери незатейливая игрушка-кукла, сделанная из кусочков ткани.
      Самые первые кукольные наряды шили еще тогда, когда кукла не была куклой. То есть, для куклы-оберега. У бедняжки не было ни лица, ни фигуры, поэтому платье было основной деталью ее внешности и единственным украшением.
      Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там должен был обязательно присутствовать красный цвет — любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Платье делали целиком из кумача или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам.
      Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение. И узор должен был оберегать человека. Слово «узор» и имело значение «призор», «надзор» — то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и оленей — символ плодородия. Волнообразные линии — знаки воды, горизонтальные — знаки земли и вертикальные — знаки дерева, вечно живой природы.
      Девочки и девушки, обшивая своих куколок, вкладывали в работу все свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях ее хозяйки. Позже, когда стали делать куколок на продажу, появилась специальная профессия «кустарихи-одевальщицы». Мастера делали куклу и отдавали одевалыцицам. А уж те наряжали ее с головы до ног.
      Дешевых куколок одевали «на клею», то есть без нитки и иголки, а только с помощью ножниц и клея. Просто вырезали на глаз платье из коленкора или ситца, а то и цветной либо «позолоченной» бумаги. А потом склеивали его прямо на кукле. Но при этом в фасоне платья обязательно соблюдалась мода.
      У дорогих «этнографических» кукол, то есть кукол в национальной русской одежде разных губерний, костюмы были самые настоящие. Они в точности копировали женские сарафаны, шушуны, паневы, душегрейки. Шили их без лекал, ведь народная одежда скроена просто — по прямой. А особая красота ее—в отделке. Отделка же была самой разнообразной: ленты, тесьма, позумент, канитель, блестки, бисер, нитки (краше и мулине разных цветов). Все это шло для узорного ткачества, многоцветной вышивки, золотого шитья, аппликаций и других видов оформления ткани. Маленькие бусы и пуговки для кукол делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник, и только лапоточки одевальщицы сами плели из липового мочала.
      Сегодня мастера Москвы, Санкт-Петербурга, Углича, Богородского, Сергиева Посада и других современных центров народных промыслов стали возрождать виды старинных русских кукол, продолжая традиции изготовления тряпичной куклы. Для пошива костюмов используются лоскуты ситца, шерсти, батиста, бархата, тюля, льна, бязи, мешковины, пуговицы, бусины, бисер, ленты, тесьму, кружева. При раскрое костюма учитываются требования традиционного кроя народной одежды. Волосы изготавливаются из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи.