Бабенская игрушка
На юго-западе Подмосковья, в Подольском уезде, во второй половине XIX в. возник и быстро получил широкую известность промысел по изготовлению токарно-полированной игрушки и необходимых в быту бухгалтерских счетов. Но токарное ремесло в этих местах имело давнюю историю.
Центр промысла новых видов «токарки» находился в волостях Вороновской (деревни Бабенки, Голохвастово, Шубине, Пудово, Троица, Сипягино, Старо-Свитино, Логиново, Бакланово) и Краснопахорской (деревни Малинки, Филино, Чириково, Никольское). Основным ассортиментом ремесла в Вороновской волости были пустотелые игрушки, имевшие внутреннюю обточку и изделия с наружным точением или небольшим внутренним (грибы, яйца, раскрывающиеся яблоки, рюмки, чашки и прочее). У токарей Краснопахорской волости с начала XX в. быстро сложился свой вид продукции: шахматы, шашки, крокеты, кегли, бочонки для лото и бирюльки (миниатюрные токарные изделия).
Бирюльки вызывали особый интерес — они представляли собой различные варианты крошечных игрушек, внешне неприметных, малых размером, но изящных и тонких, предназначенные для семейных, детских и даже светских развлечений. Название их — бирюльки — как бы говорит о некой незначительности, скромности предмета. «Играть в бирюльки» — значит заниматься суетным, бесполезным делом, как говорили на Руси. Однако игра в бирюльки, сейчас почти исчезнувшая, некогда была одной из самых популярных.
Главным сырьем для игрушечников была липа (своей не было, приходилось покупать) — из нее делали разъемные погремушки и грибы, вкладные шары, яйца, чашки, матрешки. Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.
Мастеру, точившему различные вкладные игрушки, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древесины. Занимались работой в специально построенных помещениях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраивали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до потолка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточенные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К политуре добавляли разные красители — фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тонким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала игрушкам необыкновенный блеск.
Самым сложным для токаря было изготовление вкладных многоместных шаров. Обычно делали их 3-х, 6-ти местными, реже 12-ти и более мест. Многие токари точили матрешек («матренки»), которых отправляли для росписи в Сергиев Посад.
В совершенной художественной обработке токарных изделий бабенским кустарям не было равных. Многие токари достигали виртуозного мастерства, вытачивая такие бирюльки из пальмовой древесины, комплект которых мог поместиться в ореховой скорлупе. Вскоре на промысловой основе токарной бабенской «матренки» сформировались сначала сергиевская матрешка, позднее — семеновская, полхов-майданская. Так из индивидуального авторского образца родилась русская народная игрушка.
Ассортимент выпускаемых деревянных изделий отличался многообразием форм и совершенством исполнения. Производили много видов: пирамидки, погремушки, многоместные разъемные игрушки-вкладыши: шары, яйца, матрешки.
До настоящего времени преобладает ручной труд; все изделия выпускаются из экологически чистых материалов и с ручной росписью. |