Пятигорская керамика
Северный Кавказ относится к числу древнейших очагов культуры. Человек обитает на этой территории уже более 300 тысяч лет. И уже в период неолита (поздний каменный век), на Северном Кавказе начинают обжигать изделия из глины. Район предгорий Центрального Кавказа и Пятигорье уже с этого времени входят в ареал древнейшего глиняного производства. Ранней формой керамики, характерной для этого региона, была керамика, аналогичная образцам из Нальчикского селища и могильника. Датируется она началом энеолита (меднокаменного века) и представляет собой грубую лепную посуду. Сосуды вылепливались вручную, без гончарного круга, методом налепливания, раскатанных глиняных жгутов, образующих стенку. Ручная формовка сосудов придавала поверхности своеобразный живописный характер.
Эти достижения сохраняются и развиваются в Центральном Предкавказье на протяжении всего второго тысячелетия до н.э., когда Пятигорье становится центром Северо-Кавказской культуры, для которой характерно разнообразие форм керамических изделий.
В конце XX века, когда основной тенденцией мировой и отечественной культуры стало возрождение древних традиций, положительно можно оценить возникновение производств, пытающихся решить эту нелегкую проблему. В 1996 году в Пятигорске было основано ООО ТПФ «Темп», создавшее художественно-керамические мастерские и определившее своей задачей возрождение и развитие традиций керамических промыслов Пятигорья. Производство было налажено на основе местного сырья — белых учкекенских глин.
В изделиях предприятия можно выделить характерные приёмы декорирований, объединяющие весь ассортимент продукции. Это такие технические приемы, как нанесение разнообразных видов фактуры по сырой поверхности изделия, в том числе углубленных канавок, опоясывающих тулово, продольных углубленных линий, очертаний орнамента, выбранных на поверхности сосуда; нанесение плоскостных фактур, в том числе оттиск ткани на сырой глине; многообразное сочетание фактурных приемов декора. Характерно и нанесение рисунка на изделие углубленным контуром, определяющим композицию и формы глазурной росписи; обусловленное вышеназванными приемами соединения природного глиняного черепка с фактурой и глазурной росписью.
Изделия проходят процесс монохромной глазуровки темным тоном, а затем затирки вручную, позволяющей затемнить углубленный контур рисунка и придать дополнительный тон поверхности сосуда. В ручной глазурной росписи, художниками предприятия избран ряд цветовых гамм, самостоятельно решающих декор сосуда или соединяющихся на поверхности ваз в контрастных сочетаниях.
Применяется традиционное гончарное производство, а так же ручная формовка, вылепливание и набивка сосудов. Широко представлена анималистическая пластика условных декоративных форм. В формообразовании отмечается введение элементов древней пластики, простота, лаконичность, но вместе с тем и стремление к выразительности. Потенциал творческого переосмысления древних традиций выразился в самобытном приеме сочетания фактуры черепка с глазурью. Работа над формами так же опирается на местные традиции.
Древняя керамика Пятигорья живет и несет символы культурного наследия в произведениях нового народного художественного промысла.
|