Северная чернь
Чернь, или, как этот вид художественной обработки металла называют на Западе "ниелло", на Руси известна с X века. Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.
Сущность черни, имеющей технологии изготовления нечто общее с эмалью, состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в основной металл - серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки, травления.
Существуют варианты технологического приготовления черни, наложения и обжига. Один из них, наиболее древний, применялся мастерами Великого Устюга. Перед наложением черни на изделие тщательно шлифуют поверхность, где не должно быть черни, обмазывают огнеупорной глиной, Чернь накладывается двумя способами - сухой, когда насыпают порошок на поверхность, подлежащую покрытию, потом обжигают в муфеле при температуре 300-400еС. При мокром способе чернь накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой, после того, как испарится вода, изделие обжигают в злектромуфеле. После оплавления чернь прочно соединяется с металлом. Излишки черни удаляются напильником, и поверхность изделия полируется и покрывается золочением.
Особенно широкое развитие черневое искусство получило во второй половине XVII века на Севере, в Великом Устюге.
Благодаря талантливым мастерам устюжская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету. Фон прорабатывается штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывается с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополняется резными или чеканными деталями.
Для того чтобы возродить это искусство потребовалось немало усилий, большого опыта и особых навыков современных мастеров. |