Ростовская финифть
“Великий князь Андрей Суждальский, внук Володимер Мономаха… сотвори церковь… и украси ю иконами многоцветными.., златом и финиптом”…
Эти слова из Ипатьевской летописи 1175 года были самым первым упоминанием о русской финифти. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого “фингитис” (белый камень) превратилось сначала в “финипт”, а затем в “финифть”.
В основе изделия – медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Затем поверхность пластины расписывается эмалевыми красками, которые приобретают после обжига абсолютную стойкость, чистоту, блеск, прозрачность и звучность.
В восемнадцатом столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий – город, который издавна славился богатой художественной культурой. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство, которому уже более 200 лет до наших дней.
Панно, шкатулочки, изящные браслеты, колье, броши, кольца и серьги радуют нас богатой красочной гаммой и в сочетании с тонкой филигранью из посеребренной меди и серебра несут в себе тепло ручного труда, такого редкого и ценного в наш современный технический век. Для Ростовской финифти характерно сочетание красочности, цветистости колорита, который освещает произведения, наполняя их поэтической приподнятостью.
Народный художественный промысел выпускает высокохудожественные изделия с миниатюрной живописью по эмали. Все изделия исключительно ручной работы, авторские, уникальные, выполнены по специально разработанным эскизам с обязательным соблюдением технологий.
В современной финифти, наряду с цветочной росписью, портретом и пейзажем, активно развивается иконописная миниатюра. С благословения Патриарха Москвы и Всея Руси Алексия II фабрика выпускает изделия культового характера в соответствии с церковными канонами.
Финифть в современном понимании – это миниатюрная живопись на эмали, выполненная термостойкими надглазурными красками.
Процесс изготовления финифти:
Вырубается из тонкого медного листа основа по размеру будущей живописной пластинки. Затем она покрывается размолотой эмалью. Затем следует обжиг в эмальерной печи при заданных режимах. Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется «малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, набрав в жару свой цвет, накрепко соединяются с эмалью, как бы «утопают» в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри. В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.
Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту.
Филигрань (скань) - это сочетание двух элементов, из которых создается оправа – это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь). Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филиграньщиков. Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием.
Умелое сочетание финифти с оправой из напайной, ажурной, объемной филиграни с перегородчатой, оконной и другими видами эмали, создает высокохудожественное изделие, которые позволяет отличить изделия ростовской финифти от других школ. |