Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда делалась здесь ещё до времен Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Дёмка Киреев сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную бытовую посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль прославившая Скопин далеко за его пределами -производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепкой, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб, животных.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазий, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных с былинных персонажей.
Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Так же в формах очень часто использовались резкие геометрические детали.
Глазуровались изделия цветными свинцовыми поливами различных оттенков коричневого, желтого, зелёного, серо-синего цвета. В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя из других ремёсел.
Изначально вся продукция делалась на гончарном круге. Современные мастера стараются сохранить гончарное, рукотворное начало промысла. В наше время продолжается выпуск гончарных цветочных горшков различных размеров, украшенных замятыми рюшечками по краю, нехитрой прорисовкой стеками и штампиками, декоративной прорезкой или богатой сочной поливой.
Продолжаются традиции и сложной фигурной лепнины: многоярусные затейливые квасники, кумганы, подсвечники и оправы для каминных часов. Фигурная скопинская керамика определенным тиражом выпускается и на участке массовой продукции способом литья жидкой глины в гипсовые формы. Такой способ позволяет сделать изделие более дешевым и доступным для покупателя. Каждое изделие массового тиражирования проходит через участок оправки, где изделие украшается дополнительной лепниной и традиционными орнаментами. Ручная доработка обогащает изделие и позволяет варьировать декор.
Участок массовой продукции также в большом ассортименте выпускает цветочные горшки различных размеров и всевозможные декоративные вазы для интерьеров. Определенные виды изделий более простой формы в частности сделанные способом формовки, украшаются цветными глазурями и эмалями. В таком случае глазуровщик выступает в роли соавтора и старается разнообразить декоративное покрытие изделия.
Очень интересными стали эксперименты в области шамотной пластики. Изделия из шамота разнообразили ассортимент скопинской керамики и привлекли новых любителей керамики. |