Карельская керамика
Традиции изготовления керамических изделий Карелии своими корнями уходят в IV тыс. до нашей эры. Бытовые и ритуальные сосуды конусообразной формы, украшенные ромбо-ямочными, гребенчато-ямочными орнаментами, антроморфная и зооморфная пластика, плоскодонные лепные сосуды баночной формы известны по раскопкам средневековых курганов.
К середине XI в. керамика изготовляется уже на гончарном круге, хорошо обжигается, появляется многообразие форм, определяются традиции орнаментирования. Гончары начинают «клеймить» свою продукцию. Изготовление керамических изделий становится промыслом.
В ассортименте гончаров были не только характерные для Русского Севера горшки для молочных продуктов, миски, рукомойники, игрушки, свистульки, но и специфическая утварь, характерная для определенного культа деревень: «жарехи» - овальные блюда с высоким бортом для приготовления рыбных блюд, яичницы; «латки» - большие горшки для теста, «мясники» - горшки цилиндрической формы, блюда с волнистым венчиком - для киселя и др.
Декор был лаконичным и близким к древним образцам: тиснение, насечки, полоски, ромбы, отводки, роспись ангобами в виде розеток, стилизованных цветочных узоров.
Промысел продолжал существовать и в XX в. С конца 60-х и началось возрождение керамического производства, основой для которого стало: наличие Рыборецкого месторождения качественной глины. Постепенно сформировался ассортимент комбината, состоящих из трех основных групп. Это вещи этнографического типа, близкие к традиционной утвари: горшки, крынки, кувшины с ангобными растительными и геометрическими орнаментами.
Сегодня ассортимент керамических изделий представлен как изделиями утилитарного характера: вазы, чайные и кофейные сервизы, цветники, так и сувенирными изделиями: блюда, кружки для минеральной воды, декоративная, скульптура, игрушки, свистульки и др.
Технологический процесс изготовления керамических изделий комбината долговременен и включает десятки операций с использованием квалифицированного ручного труда, в котором сконцентрирован опыт уже нескольких поколений мастеров.
Сегодня карельскую художественную керамику легко узнать по уникальному красно-коричневому цвету черенка, лаконичным росписям цветными ангобами.
|