Златоустовская гравюра на стали
Этот вид декоративно-прикладного искусства появился в Златоусте как искусство украшения холодного оружия в начале 19 века, когда была открыта Златоустовская оружейная фабрика. Для работы на фабрике были приглашены немецкие специалисты из Золингена и Клингенталя, среди которых находился и известный мастер по украшению клинков – Вильгельм Шаф с сыновьями. Он и украшал первые златоустовские клинки. Но впоследствии этим уже занимались златоустовские художники, которые не только овладели шафовскими приемами нанесения рисунка на металл, но и значительно превзошли немецких мастеров в художественной выразительности.
Клинки богато украшались орнаментом и арматурами из старинного оружия, военного снаряжения и музыкальных инструментов. Часто создавались миниатюрные композиции на мифологические сюжеты, батальные или охотничьи сцены. В цветовой гамме использовались: желтый цвет-золото, белый-полированная сталь, серебро, никель, и различные оттенки синего цвета-воронение.
Все эти характерные особенности создали неповторимый стиль Златоустовского украшенного оружия, делающего его узнаваемым, непохожим на оружие, украшенное в других оружейных центрах.
Технология изготовления холодного оружия, применяемые в мастерской, включает в себя использование знаменитых Златоустовских высококачественных сталей, имеющих повышенные характеристики твердости и прочности в сочетании с высокими значениями пластичности и вязкости. Широко применяются дамасские клинки, изготовленные в собственной кузнице. В конструктивных элементах холодного оружия используют латунь, бронзу, мамонтовую кость, оленьи и лосиные рога, ценные породы дерева, кожу, камень. Для особо ценных образцов применяют драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни.
Основным видом продукции художественной мастерской является украшенное холодное оружие, но в ассортимент также входят и такие предметы, как письменные приборы, ножи для бумаги, блюда, подносы, кубки, вазы, винные и охотничьи наборы, трости, посохи и т.п.
Все изделия от начала до конца выполняются индивидуально, в строгом соответствии с замыслом автора, и являются, по существу, уникальными.
|