Каслинское чугунное литье
Такая художественная техника, как литье, были освоена на Руси уже в VI-VIII вв. Литые изделия изготовляли из золота, серебра и легкоплавких бронзовых сплавов. Большое число найденных при раскопках украшений - заколок, подвесок, височных колец, браслетов и перстней - говорит о высоком искусстве древних мастеров, живших в бассейнах рек Днепра, Камы и Оки.
На ранних этапах развития литейного дела форму для отливки получали путем оттиска готовой вещи прямо в земле. Позже стали изготовлять восковые модели, которые вытапливали из земляной формы. При этом прорабатывались мельчайшие детали, стала возможной отливка изделий самой сложной объемной формы.
Художественное литье из чугуна приобретает широкий размах в конце ХVШ века. Одним из самых ведущих центров литейного искусства становится Урал, где на заводах в больших количествах изготовляли решетки и детали для архитектурных сооружений. Это было связано с развитием городского строительства, в первую очередь Санкт-Петербурга.
В 1747 году на восточном склоне Уральских гор купец Коробков основал плавильный и чугунолитейный завод. Росту производства способствовали местные природные условия. Высокое качество имели и земляные породы, из которых готовили литейные формы. При высокой вязкости и плотности они хорошо пропускали газы от расплавленного чугуна. Наряду с этим каслинский чугун с большим содержанием кремния давал чрезвычайную тонкость отливки. Это важное качество предопределило художественный профиль литья каслинских заводов.
К концу ХУШ века в большом количестве отливали монументальные декоративные предметы и бытовые изделия: ажурные ограды, решетки для архитектурных сооружений. Однако прославились каслинские литейщики изготовление мелкой скульптуры. Владение материалом, знание декоративных и пластических возможностей чугуна имели при этом важнейшее значение. Каслинцы славились не только высоким качеством отливки, но и мастерской обработкой поверхности скульптуры, скрупулезной отточенностью мельчайших ее деталей. Здесь играл роль выбор модели в соответствии с техническими и художественными особенностями чугуна, ведь декоративность скульптуры во многом зависит от использования фактуры, бликов и отсветов соответствующим образом обработанного чугуна.
Прекрасные свойства каслинской земляной смеси, пластичность чугуна в жидком и твердость в охлажденном состоянии позволяли мастерам прорабатывать все детали с ювелирной точностью. Как правило, всю массу скульптуры крепили на основании в двух-трех точках. Это создавало впечатление невесомости скульптуры и помогало цельному восприятию силуэта.
Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста - формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку - металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.
Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика - труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры, мастер проникает в замысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразительность. Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М.О.Глухов, Н.А.Вихляев, П.Малышкин, Д.И.Широков и П.Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом. Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особенностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку - очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко. Постоянно общаясь с произведениями искусства, переводя их на язык мелкой декоративной пластики, мастера создавали и самостоятельные произведения. Среди них было много скульптурок диких и домашних животных, пепельниц, украшенных различными сюжетами, подчасников, полочек, прессов.
|