Магаданский косторезный промысел
Уже в середине XX в. начало формироваться производство по художественной обработке кости в Магадане. Предприятие организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году.
В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пелекенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера.
Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Различные виды кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке. Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка. Белизна слоновой кости требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На светлой, чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок необходимо подчеркнуть цветом, чтобы он был ясен для «прочтения». Слоновый или мамонтовый бивень, имея целостную массу, позволяет выполнить из него практически любую скульптурную форму. Клык моржа с внутренней ячеистой структурой ограничивает такую возможность. Свои ограничения из-за небольшого размера и внутренне полости диктует зуб кашалота. Все эти виды благородной кости приобретают после полировки хороший блеск и выявляют деликатную структуру. Для более массовой продукции употребляют простую кость-цевку. Однако мастера прошлого и современные косторезы не раз доказывали, что и в этом материале можно добиться высоких художественных результатов. В отличие от них простая кость-цевка требует дополнительной обработки как сырье. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части соответствующие будущему изделию.
Мастера-косторезы постоянно находят новые художественные решения в работе с оленьим рогом, соединяя его декоративно окрашенные поперечные срезы в объемные табакерки, шкатулки, карандашницы, пороховницы.
|