Федоскинская лаковая миниатюра
В конце 90-х годов XVIII века в русском селе Федоскино возникло и сформировалось искусство лаковой миниатюрной живописи из папье-маше.
Заинтересовавшись расписными изделиями лаковой миниатюры фабрики И.Г.Штобвассера из немецкого города Брауншвейга, русский купец П.И. Коробов на базе картонной фабрики в селе Данилково - Федоскино, которая выпускала лаковые козырьки из папье-маше к каскам для русской армии, основывает в 1795 году новое производство - одну из первых в России, фабрику лаковых изделий из папье-маше с миниатюрной живописью. С 1798 года начинается стабильный выпуск продукции.
С 1818 года П.И.Коробов привлекает к делу своего зятя П.В.Лукутина. Ассортимент при П.В.Лукутине значительно расширился: выпускаются табакерки различной формы, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшаются живописной и золотой миниатюрой, орнаментальной графикой. Основное место занимает сюжетная миниатюра. Сохранив традицию изображения чаепития, тройки, сцен старого крестьянского, купеческого быта, исторические пейзажи Москвы, Петербурга, мастера Федоскина пишут портреты, городские и сельские пейзажи, окрестности Федоскина, достопримечательности России.
Важной частью творчества федоскинских мастеров остается орнаментально-декоративное оформление изделий. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром создают драгоценное убранство лаковым изделиям.
Основа технологического процесса изготовления художественного изделия содержит традиционно творческий ручной труд. Процесс изготовления изделий из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью разграничивается на три многооперационных производственных цикла:
I . Создание форм изделий в заготовительных цехах.
Полосы картона, промазанные клейстером, навиваются на шаблоны различной формы, выдерживаются в прессах определенное время. Выдержанные катушки провариваются в льняном масле при определенной температуре определенное время и выдерживаются в естественных условиях в течение суток, далее производится сушка катушек в сушильных шкафах в течение семи дней при постоянном повышении температуры. После сушки изделия выдерживаются на стеллажах не менее трех месяцев при определенной температуре. Выдержанные катушки поступают в цех отделки - механической и ручной опиловки, где изделия обрабатываются на станках и доводятся вручную при помощи стамесок и шкурки.
Затем изделия поступают в цех отделки. Сначала изделие грунтуют, сушат в сушильных шкафах. Далее наносят три-четыре слоя шпаклевки с предварительной сушкой каждого слоя в естественных условиях. Каждый слой шпаклевки зачищается вручную шкуркой.
Процесс шлифования включает выравнивание загрунтованной поверхности всего изделия вручную при помощи шкурки и воды.
Далее изделие поступает в отдел окраски. На наружную поверхность изделия наносится два-три слоя черной эмали с предварительной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре и определенное время, пять-шесть слоев черного и светлого лака с предварительной сушкой каждого слоя.
Затем на внутреннюю поверхность изделия наносится четыре-пять слоев красной эмали с предварительной сушкой каждого слоя и три -четыре слоя светлого лака. При межслойном покрытии на внутреннюю поверхность крышки изделия переводится товарный знак фабрики под лак.
II. Оформление изделий сюжетной и орнаментальной росписью в живописных цехах.
Техника исполнения многослойной росписи масляными красками с применением алюминиевой и бронзовой пудры, перламутра, лака, масла выполняется разными способами (по - плотному, по - сквозному или смешанный способ).
Последовательность исполнения миниатюрной живописи:
1.Грунтование изделия.
2.Нанесение и проработка трех-четырех живописных слоев (замалевок, перемалевок, бликовка).
Каждый слой краски сушится при определенной температуре и определенное время и покрывается лаком с предварительной прочисткой каждого слоя.
III. Отделка (обработка) изделий путем лакового покрытия и полировки.
Готовое изделие после оценки Художественным советом фабрики поступаете цех лакировки. На изделие наносятся четыре-пять слоев светлого лака с предварительной сушкой каждого слоя и прочисткой. Отлакированные изделия полируются на станках и доводятся до товарного вида вручную. В каждое изделие после контроля ОТК вкладывается сертификат качества.
В искусстве федоскинской лаковой миниатюры сложился свой яркий неповторимый стиль, отмеченный чертами народности и национальной самобытности.
|