Хохломская роспись
Со словом «хохлома» сегодня ассоциируется красота и польза, сказка и быль, богатая фантазия и строгая гармония. Как старинные песни, сказки или предания пришли из глубины веков народные ремёсла.
Нижегородский край – родина искусства Золотой Хохломы, самобытного промысла, ставшего неотъемлемой частью русской народной культуры. По изделиям хохломы можно изучать быт и уклад многих поколений людей.
Искусство хохломской росписи известно с начала XVII века. Оно зародилось в Нижегородском крае и пошло от иконописи. Иконы и церковную утварь украшали серебром, затем покрывали вареным льняным маслом – олифой, закаливали в печи, отчего серебро высвечивалось золотом. Впоследствии этот способ перешел на посуду. Её изготавливали при монастырях, и предназначалась она для царского стола. Чашами разных форм и художественной отделки принято было одаривать иностранных послов, именитых гостей, а простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.
В XVII веке промысел формировался вокруг торгового села Хохлома, находившегося в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в окрестностях которого жили мастера, в базарные дни привозившие туда свои изделия. Расписанную деревянную посуду стали называть хохломской. Так и сам промысел получил название «хохломского».
На протяжении столетий хохломская посуда удовлетворяла потребности народа в посуде и являлась важной частью отечественной народной культуры.
Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливались различные блюда, тарелки, бочонки, поставки, сахарницы, вазы – цветочницы, коробки для рукоделия и шахмат, солонки, ложки, кружки, бокалы, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель, но больше всего ложек. Специально для трактиров делались блюда икорные, подносы и плоские тарелки, разных фасонов ложки и кружки.
Материалом служили береза, клен и даже пальма, которую привозили с Каспия. В конце XIX века появляется расписная мебель. Традиция оформления интерьерной мебели хохломским орнаментом сохраняется и в наше время.
Сегодня в г.Семенов продолжают традиции трёхвекового промысла. Ежегодно выпускается более 1050 видов изделий. От настольной посуды (солонки, сахарницы, маслёнки, ложки, чаши разных размеров), предметов сервировки (подносы, салфетницы, вазочки), элементов оформления интерьера (часы, напольные вазы, изящные столики, термометры), до эксклюзивных многопредметных наборов и ковшей.
Есть как массовая продукция, так и уникальные работы мастеров предприятия. Это авторские изделия – профессиональная гордость высококлассных мастеров, блестяще владеющих своей техникой: резьбой и точкой по дереву и, конечно, художественной росписью. Это великолепные предметы, сохранившие тепло человеческих рук. В них сочетаются оригинальность форм, традиционный колорит цветовой гаммы и изумительные по красоте художественные композиции, практичность и изящество, природные материалы и современные технологии исполнения. И каждое изделие неповторимо.
Особенность хохломского промысла заключается в технологическом приеме обработки дерева - получении золотистого цвета без применения настоящего золота. Технологический процесс изготовления золоченой посуды формировался на протяжении столетий. Сегодня – это длительный и трудоемкий на всех своих стадиях процесс. Через десятки рук пройдет липовая болванка, прежде чем из неё получится готовое изделие, так как, в основном, это ручной, а не механизированный труд.
Для производства художественных изделий используется липовая древесина (для мебели – береза и сосна), потому что она мягкая и легко поддается обработке. Липовые бревна вылёживаются на открытом воздухе не менее двух лет. Затем их распиливают на кряжи, делают заготовки, которые называют болванками, они разные по диаметру. Из болванок вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, то есть весь токарный ассортимент. Резные изделия – это ковши, утицы, их вручную режут из больших по размеру липовых кряжей. И затем приступают к обработке.
Полуфабрикат, который в промысле называют «бельём» прежде всего надо тщательно просушить, иначе дерево может дать трещины. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов С.
Затем их покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего изделия становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 7-8 часов сушат, затем шлифуют и покрывают олифой. Олифа – это вареное льняное масло, которое готовится прямо на предприятии. Последняя подготовительная операция перед росписью – лужение. Исполняют её так же, как и все предыдущие, вручную. Пока слой олифы не высох окончательно, изделия натирают алюминиевым порошком, следя за тем, чтобы слой пудры был ровным, тонким и плотным одновременно. Луженые изделия становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком. Затем их подвергают закалке при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит и от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, «серебро» обращается в «золото». Расписанные деревянные чаши становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, и процесс этот занимает 58 дней. Два месяца требуется, чтобы получилось готовое изделие, будь то небольшая чаша или крупный набор, ложка или резной лебедь.
Роспись по дереву также сложилась исторически и претерпела большие изменения: от наипростейших геометрических фигурок до сложных по исполнению и колориту композиций.
У мастеров хохломского письма сложилось два основных вида росписи, состоящей из растительно-травных мотивов: «верховое» письмо (в нем орнамент идет по серебряному фону, который потом станет золотым) и «фоновое», отличающееся силуэтным рисунком, окруженным залитым фоном. Верховое письмо называют «травкой». К фоновому письму относится роспись «под фон» «кудрина».
«Травка».
Травные узоры являются наиболее древними. Ведущими мотивом травного орнамента является волнообразно вьющаяся ветвь. В рисунках присутствуют темы цветения, плодородия природы. Изображаются крутые веера и завитки трав, кустики, стройная осока, также птицы и цветы. В конце XIX века часто изображалась розетка из черных и красных трав, именуемая «рыжиком», а также розетка на дне блюда в виде ромбовидной фигуры, называемая «пряником», потому что напоминала настоящий пряник, который подавали к празднику на блюде.
Роспись «под фон».
«Фоновое» письмо – самое популярное у семёновских художниц благодаря своей эффектности, техническим и колористическим возможностям. Часто источником вдохновения для них становятся старинные образцы русского декоративного искусства: ситцы и шали, драгоценные ткани и золотое шитьё. На фоне этого сложился мотив сказочного сада с экзотическими цветами и диковинными птицами. Причем у каждой художницы свое видение темы и свой неповторимый почерк. У одних роспись может быть динамичной и ажурной, а у других спокойной, а рисунок классически строг и тонко проработан в деталях.
В росписи под фон образы природы часто узнаваемы. Их мотивы навеяны впечатлениями от цветущих садов и лугов. Часто изображаются ягоды: клубника, смородина, малина, а также цветы и птицы.
«Фоновая» роспись пользуется большим спросом у любителей хохломы. Многих привлекает характерная нарядность узора, окруженного цветным фоном, который может быть как черным, так и красным, коричневым или зелёным.
Роспись «кудрина».
Особой разновидностью письма на цветном фоне является «кудрина». Орнамент, состоящий из золотых завитков, известный ещё в XIX веке и возрожденный в 1930-е гг. XX века, в исполнении современных мастеров приобрел чрезвычайно изысканный характер. На расписанных предметах, словно золотое кружево, мерцают четко оконтуренные узоры из вьющихся веточек, кудрявых листиков, крупных и мелких цветов.
Роспись «кудрина» во многом берет свои истоки в декоративной культуре русского барокко – стиле причудливых форм, вычурных деталей. Кудри, согласно представлениям хохломских художников, - это признак красоты и привольной жизни. Вспомним русскую поговорку: «От хорошей жизни и кудри вьются».
Орнамент «кудрины» создается теми же приемами, что и роспись «под фон». Узоры пишутся тонкой линией, образуя причудливые золотые завитки, очень похожие на кудри. Более четко рисунок проявляется при закраске фона черной или красной краской. Но в целом, за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей и листьев, в орнаменте преобладает золотой цвет, что придает росписи особую торжественность.
Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности наносятся разнообразные тонкие завиточки, называемые «разживками». В кудрине они разнообразны. Необычны и сами цветы, которые часто носят фантастический характер.
Под кистью художниц загораются на серебряных чашах огненно-алые травы, расцветают диковинные цветы. Мастера росписи создают узоры, отличающиеся особой изысканностью, покрывают сферические и плоские поверхности, выявляя красоту и изящность самих форм токарных или резных изделий.
Цветовая гамма в современной росписи расширена. Кроме черного и красного цвета в сочетании с золотым – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, - используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета - цвета природы, жизни.
Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью , иконы .
Хохломская миниатюра – это новое направление хохломского искусства. В 1999 году на предприятии была создана группа миниатюрной хохломской росписи. В её состав вошли художницы с навыками тонкого, изящного письма. Основной ассортимент – это шкатулки различных форм и размеров для женских украшений, рамки для фотографий, расписные броши.
В миниатюрной хохломской росписи полностью сохраняется стиль и колорит традиционного хохломского орнамента, однако, сам рисунок более изящен, тонок и поэтичен.
Способ хохломской окраски в своих истоках связан с иконописью. Именно от традиции иконописания XVII века промысел унаследовал способ деревообработки без применения настоящего золотого металла, названный впоследствии хохломским.
С течением времени техника иконописи по хохломскому золоту была утрачена и вернулась только через три столетия. В 1993 году на нашем предприятии была организована иконописная мастерская.
Сложным канонам иконописи художники, работающие на предприятии, обучались в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, и получили благословение на писание икон от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В 1999 году за достойную работу наша иконописная мастерская была удостоена чести войти в состав Патриарших мастерских и теперь имеет право ставить клеймо Патриарших мастерских на свои иконы.
За годы работы мастерская выставлялась в залах Москвы (Патриаршие палаты, Третьяковская Галерея), Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сарова, а также Парижа, Берлина, в Греции. Хохломские иконы украшают храмы Нижегородской области. |