Ломоносовский(императорский) фарфор
Инициатива производства фарфора в России принадлежала Петру I. Но полностью освоить выпуск фарфоровых изделий удалось лишь в 40 - е годы XVIII в. Тогда был освоен первый опыт создания парадного столового сервиза на 50 персон. С этого времени и начинается “конкуренция” фарфоровой посуды с фамильным серебром.
В 1765 г., уже в правление Екатерины II, предприятие получило название “Императорский фарфоровый завод”. Участие в изготовлении продукции принимали выпускники скульптурного класса Академии художеств. Вскоре завод приобрел широкую славу производства парадных сервизов, многие из которых были подарены Екатериной своим фаворитам и видным государственным деятелям. Расширялась палитра подглазурных красок. В 1890-е годы новое оборудование позволило делать и обжигать крупные скульптурные композиции, бюсты. В росписи фарфора появились изображения портретов и жанровых картин многих известных русских и западных художников.
Производство: фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины) кварца, полевого шпата и прочих различных добавок. На заводе была разработана и осуществлен промышленный выпуск изделий из тонкостенного костного фарфора - повышенной белизны, тонкости и просвечивемости. В состав массы ввели фосфаты кальция - золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. Выпускаемые изделия декорируются надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, так как сверху защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Наиболее популярен темно-синий кобальт (на протяжении десятилетий пользуется повышенным спросом сервиз с рисунком “Кобальтовая сетка”). Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах (720-860 град. С) имеют обширную цветовую палитру. При декорировании изделий применяется деколь - переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности изделия остается рисунок. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка.
Сегодня выпускается продукция в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира - до банкетных сервизов президентского уровня. |